Документы

 

ГКОУКО "Калужская школа - интернат № 5 имени Ф.А. Рау" платные образовательные услуги не не осуществляет.
Обучающиеся ГКОУКО «Калужская школа – интернат № 5 имени Ф.А. Рау», проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении.
Плата с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования; за содержание обучающихся начального общего, основного общего, среднего общего образования, за проживание в интернате или нахождение в группах продленного дня не взимается.

 

 

Анкета для руководителя общеобразовательной организации по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО 
Бюджетная смета государственного учреждения

 

Анализ работы ГКОУКО «Калужская школа – интернат № 5 имени Ф.А. Рау» по профилактике асоциального поведения правонарушений и воспитание здорового образа жизни у обучающихся с ОВЗ в 2021-2022 учебном году.

 

Приказ о проведении выпускных праздничных мероприятий

Учредительные документы
Нормативные документы
Локальные нормативные акты

Методические рекомендации для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности обучающихся в рамках образовательной деятельности с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся<*>

<*> Разработаны в рамках исполнения Поручения Правительства ПР-1191 и комплекса мер по развитию и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016 - 2020 годы от 27 июня 2016 г. N 4455п-П8, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю

 

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономическая ситуация в стране десятилетиями характеризуется разрывом между спросом и предложением на рынке труда и в системе образования, требованиями работодателей и уровнем подготовки специалистов, неразборчивостью в средствах достижения своих целей значительной части молодых людей, выросших в условиях противоречивого, разнонаправленного воздействия семьи, школы и социума.
Игнорирование задач трудового воспитания и профессионального самоопределения молодежи привело к тому, что выросло целое поколение молодых людей с завышенным уровнем притязаний, эгоистической направленностью личности, отсутствием трудовой мотивации. В последние десятилетия школа уделяла меньше внимания воспитательной функции, ограничившись подготовкой обучающихся к поступлению в профессиональные образовательные организации, учеба в которых редко связана с будущей профессиональной деятельностью. Между тем основой профессиональной успешности является трудолюбие, которое формируется с первых лет жизни и поддерживается системой воспитательной работы в общеобразовательных организациях и обществом.
Вопрос о том, кого должна воспитывать школа - творца или потребителя, кажется, сегодня решается в пользу творца. Изменить ситуацию может целенаправленное воспитание обучающихся совместными усилиями семьи, школы и общества при продуманной образовательной политике.
В данных методических рекомендациях обозначены: цели трудового воспитания как важнейшего элемента процесса организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенций, добросовестного отношения к труду, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов; содержание трудового воспитания школьников; возрастные этапы, на которых последовательно должны решаться задачи трудового воспитания; прогнозируемые результаты трудового воспитания, а также приводятся нормативные документы, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся, и примеры локальных нормативных актов об организации труда обучающихся.

 

ЦЕЛИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Обозначим цели, связанные с воспитанием детей и подростков:
- воспитание граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества, заинтересованных в своем личностном и профессиональном росте, путем создания педагогических, психологических и социальных условий;
- содействие достижению баланса между интересами и возможностями человека и потребностями общества;
- прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо сфере трудовой деятельности;
- содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Разнообразные виды труда, предусмотренные общеобразовательной программой, неодинаковы по своим педагогическим возможностям. Содержание и значение их меняется на том или ином возрастном этапе.
В дошкольных образовательных организациях основным видом труда ребенка является самообслуживание, которое имеет большое воспитательное значение - формирует у детей самостоятельность, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия, вооружает навыками. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий (одеваться, умываться, самостоятельно принимать пищу, убирать за собой игрушки) приучает детей к систематическому труду.
На этапе завершения дошкольного образования ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда.
Трудовое обучение детей школьного возраста является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию и самореализации. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления, ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Труд является равнозначным элементом общеобразовательной программы и необходимым условием полноценного развития личности. Поэтому трудовая деятельность должна стать для детей и подростков естественной физической и интеллектуальной потребностью.
Трудовое воспитание - процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.
Выделяют три функции трудового воспитания:
1) обучающая - овладение обучающимися практическими умениями и навыками в сфере труда;
2) развивающая - обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;
3) воспитательная - правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.
Задачи трудового воспитания:
- формирование у обучающихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни человека и общества, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
- развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике;
- воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
- вооружение обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Содержание трудового воспитания определяется этими задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т.д.
Трудовое воспитание школьников включает следующие виды труда:
- Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности. Любой труд требует волевых усилий и терпения. Привычка к умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.
- Общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах и иное.
- Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у обучающихся профессиональные интересы и склонности, позволяет получить начальный профессиональный опыт при наличии необходимой материально-технической базы для организации производительного труда. Возможным решением проблемы может быть взаимодействие с образовательными организациями профессионального образования и работодателями.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

современной образовательной системе существует ряд разработанных и успешно функционирующих способов организации трудового воспитания в рамках основной общеобразовательной программы, включающей программу духовно-нравственного развития, воспитания (на уровне начального общего образования), воспитания и социализации (на уровнях основного общего и среднего общего образования):
1) организация постоянных и временных ученических коллективов, проектных групп, направленных на выполнение определенной работы;
2) создание и поддержание трудовых традиций в школе;
3) индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности;
4) проведение ярмарок, конкурсов, проектов, трудовых десантов и т.д.;
5) проведение профессиональных проб.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ориентируют школу на расширение возможностей саморазвития личности и компетентного выбора жизненного пути, задавая вектор поиска и разработки новых образовательных технологий воспитания качеств, лежащих в основе личной эффективности и успешности человека.
Механизмы организации трудового воспитания:
- включение в основные общеобразовательные программы мероприятий, направленных на формирование трудолюбия, уважительного отношения к труду, его результатам и др. в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
- реализация дополнительных общеобразовательных программ - развитие познавательного интереса к знаниям, потребностей в творческом труде, стремления применять знания на практике;
- совершенствование локальной нормативно-правовой базы;
- совершенствование учебно-методического обеспечения;
- обновление кабинетов труда, межшкольных учебных комбинатов, внедрение моделей взаимодействия школы с организациями профессионального образования и потенциальными работодателями, заинтересованными в перспективных кадрах;
- создание психолого-педагогических условий организации трудового воспитания - подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда; сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника; сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности и т.д.
- создание системы профессиональной ориентации - профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная проба, профессиональная адаптация.
- формирование основ экономической культуры школьников через активные формы проведения занятий и творческих работ (деловые игры, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т.д.).
В уставе общеобразовательных организаций могут быть отражены положения, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся, положения об организации общественно полезного труда обучающихся, о привлечении обучающихся к труду, не предусмотренному программой, что помогает предупредить или конструктивно разрешить конфликты с родителями обучающихся.

 

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учитывая, что трудовое воспитание - длительный процесс, имеющий отсроченный результат и не подлежащий индивидуальной оценке, начинать его надо в дошкольном возрасте (3 - 6 лет), сопровождать на всем протяжении школьного обучения (7 - 18 лет), а также в ходе профессионального образования.
Основные этапы трудового воспитания приходятся на обучение в школе:
- 1 - 4-й классы (пропедевтический этап) - формирование начальных трудовых навыков и позитивного отношения к труду и миру профессий, осознание важности правильного выбора профессии;
- 5 - 7-й классы (ориентировочный этап) - формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в общественно полезную деятельность;
- 8 - 9-й классы (поисково-зондирующий этап) - формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии;
- 10 - 11-й классы (этап развития профессионального самосознания) - уточнение личностного смысла будущей профессиональной деятельности. Рассмотрим особенности трудового воспитания детей и подростков в условиях непрерывного образования.
На всех этапах важно отметить формирование уважительного отношения к труду и его результатам, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Дошкольный возраст (3 - 6 лет) - эмоционально-образный этап, на котором решаются следующие возрастные задачи: воспитание интереса к труду и уважения к людям труда, обучение элементарным трудовым навыкам, начальное знакомство с миром профессий.

Формы работы

Ответственные

Игровые занятия, направленные на знакомство с миром профессий, экскурсии

Воспитатели, педагоги-психологи, родители воспитанников

Занятия по формированию трудовых навыков

Воспитатели, психологи

Просмотр и обсуждение тематических произведений (литература, изобразительное искусство, мультипликация и др.)

Воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители воспитанников

Беседы с родителями о формировании у детей начальных трудовых навыков

Педагоги-психологи

Методическая поддержка и повышение квалификации работников дошкольных образовательных организаций

Специалисты учебно-методических центров, психологических и педагогических институтов, институтов повышения квалификации

Показатели эффективности работы на данном этапе:
1. сформированные навыки самообслуживания;
2. устойчивый интерес к труду взрослых;
3. готовность оказывать взрослым посильную помощь;
4. формирование первоначальных навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Начальная школа (1 - 4-й классы, 7 - 10 лет) - пропедевтический этап, на котором решаются следующие возрастные задачи: воспитание положительного отношения к труду и к его результатам, освоение навыков организации труда, развитие начальных представлений о профессиях, ответственности и реалистичной самооценки, первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.


Формы работы

Ответственные

Организация бесед о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества

Классные руководители, педагоги-психологи

Проведение мероприятий по приобретению навыков самообслуживания, овладению технологическими приемами ручной обработки материалов

Классные руководители, педагоги-психологи, учителя-предметники

Организация бесед о правилах техники безопасности и организации рабочего места

Классные руководители, педагоги-психологи, ответственные за технику безопасности, учителя-предметники

Организация бесед о профессиях, о важности правильного выбора профессии, активизирующие методы профориентации

Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, педагоги-психологи

Просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение, изучение произведений литературы и искусства, книг о профессиях, работа с электронными образовательными ресурсами

Классные руководители, педагоги-психологи, учителя-предметники

Экскурсии в предметные кабинеты школы

Классные руководители, учителя-предметники

Занятия в кружках и секциях, участие в профориентационных мероприятиях

Классные руководители, педагоги дополнительного образования

Беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий

Педагоги-психологи, классные руководители, родительский актив

Методическая поддержка и организация курсов повышения квалификации работников образовательных организаций

Специалисты учебно-методических центров, институтов повышения квалификации

Проектно-исследовательская деятельность

Классные руководители, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники

Организация общественно значимых мероприятий и участие в различных акциях (сбор макулатуры, оказание помощи инвалидам и ветеранам, субботник, волонтерство и др.)

Классные руководители, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, педагоги-психологи

 

Показатели эффективности работы на данном этапе:
1. формирование навыка самостоятельной деятельности;
2. получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
3. формирование уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда;
4. развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
5. развитие осознания добросовестного и творческого труда;
6. формирование потребности в оказании взрослым посильной помощи;
7. развитие интереса к различным видам профессиональной деятельности;
8. общая ориентация в мире профессий.
Основная школа (5 - 9-й классы, 11 - 15 лет,) - этап предпрофильной подготовки, на котором решаются следующие возрастные задачи:
- осознание ценности труда, науки и творчества, умение соотносить свои притязания и склонности с общественными интересами, активное и заинтересованное познание мира;
- воспитание профессионально важных качеств, становление профессионального интереса;
- опыт профессиональных проб в различных видах общественно полезной деятельности;
- осознание своих возможностей, профессиональных интересов и мотивов выбора профессии.

Формы работы

Ответственные

Справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (пути получения профессии, ситуация на рынке труда и образовательных услуг и т.д.)

Ответственные за профориентационную работу, педагоги-психологи, специалисты центров профессиональной ориентации

Индивидуальные и групповые профконсультации (выявление соответствия профессиональных интересов и склонностей требованиям профессии, помощь в планировании профессиональной карьеры)

Педагоги-психологи, специалисты центров профориентации

Элективные курсы

Ответственные за профориентацию, учителя-предметники, педагоги-психологи

Проектная и исследовательская деятельность

Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи и др.

Организация социальной практики и профессиональных проб (стажировки, производственная практика и т.п.)

Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, педагоги-психологи, руководители образовательных организаций, педагоги дополнительного образования

Методы активизации профессионального самоопределения, формирование трудовых навыков

Психологи, специалисты центров профориентации

Экскурсии на предприятия и в организации профессионального образования

Классные руководители, руководители школ, предприятий, учреждений профобразования, родительский актив

Организация бесед и мастер-классов со специалистами - представителями различных профессий

Ответственные за профориентационную работу, педагоги-психологи, руководители школ, предприятий, учреждений профобразования, центров профориентации

Методическая поддержка и повышение квалификации специалистов образовательных организаций

Специалисты учебно-методических центров, психологических и педагогических институтов, институтов повышения квалификации

Организация получения профессиональной подготовки по выбранным профессиям

Руководители и специалисты школ, предприятий, учреждений профобразования

Проектная деятельность

Классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и др.

Показатели эффективности работы на данном этапе:
1. совершенствование навыков самоорганизации и потребности реализации трудовых навыков;
2. сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
3. осознание своих возможностей и ограничений;
4. информированность о социально-экономической ситуации в крае, городе, селе, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности;
3. способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда;
4. трудовая мотивация;
5. профессиональная подготовка по профессии.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ


1. Трудолюбие, уважительное отношение к труду, к его результатам и людям труда.2. Высокая личная заинтересованность и производительность труда.
3. Самоорганизация.
4. Ответственное отношение к умственному и физическому труду.
5. Опыт участия в социально значимом труде (индивидуальном, групповом).
6. Осознание своих возможностей и ограничений.
7. Информированность о социально-экономической ситуации в городе, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности (построение и развитие личной профессиональной траектории);
8. Способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда.
9. Готовность к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества.
10. Мотивированность на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Документы, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (ред. от 31 декабря 2015 г.) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования".
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553-09" (зарегистрировано в Минюсте России 5 ноября 2009 г., рег. N 15172).
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N НТ-443/08 (с изменениями от 6 августа 2014 г. N 08-1036) "О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования".

 

Программа первичного и повторного инструктажа по технике безопасности для обучающихся и воспитанников ГКОУКО "Калужская школа - интернат № 5 имени Ф.А. Рау"
 Для ознакомления: Проект положения «О Порядке расследования и учета несчастных случаев с обучающимися, воспитанниками во время пребывания в ГКОУКО «Калужская школа-интернат № 5 имени Ф.А. Рау»

Информация о работе по профилактике асоциального поведения правонарушений и воспитание здорового образа жизни у обучающихся с ОВЗ в 2021-2022 учебном году.